(Георгиевский Василий Семенович; 10.04.1868, с. Сомово Одоевского у. Тульской губ.- 8.08.1946, Париж), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов. Сын священника. С детских лет посещал Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст., был духовным сыном прп. Амвросия (Гренкова). Окончил первым учеником Белёвское ДУ (1882) и Тульскую ДС (1888). Поступил по совету прп. Амвросия волонтером в МДА, к-рую окончил в 1892 г. кандидатом богословия за соч. «Св. Тихон Задонский. Его жизнь и деятельность (1724-1783)». С окт. 1892 г. домашний учитель в семье товарища тульского губ. прокурора С. А. Лопухина. С 12 марта 1893 г. помощник смотрителя Ефремовского ДУ. 29 дек. 1894 г. назначен в Тульскую ДС преподавателем греч. языка. 3 февр. 1895 г. Тульским еп. Иринеем (Ордой) пострижен в монашество с именем Евлогий. 5 февр. рукоположен во диакона, 12 февр.- во иерея. С 5 авг. 1895 г. инспектор Владимирской ДС. Указом Синода от 4/17 нояб. 1897 г. назначен ректором Холмской ДС, 23 нояб. возведен в сан архимандрита. По инициативе Е. в ДС было введено преподавание медицины и обучение музыке. 4 февр. 1898 г. назначен председателем Издательского совета Богородицкого братства (до 11 янв. 1903), цензором Холмского народного календаря и всех изданий, осуществляемых Богородицким братством. Состоял исполняющим должность председателя Епархиального Училищного совета. Постоянный член, председатель (с 1899) Совета холмского Богородицкого братства. Состоял благочинным муж. и жен. мон-рей на Холмщине. С 1899 г. председатель историко-статистического комитета по описанию церквей и приходов Холмско-Варшавской епархии. Выступал на публичных чтениях в Холмской ДС с лекциями: «Об отношении христианства к искусству», «О значении монашества для современной общественности» (1898-1899), «О влиянии христианства на рабство» (1900), «О влиянии христианства на культуру христианских народов» (1901), «О свободе совести» (1902), «О воскрешении в сознании публики образа старца Серафима Саровского» (1903).
12 янв. 1903 г. хиротонисан во епископа Люблинского, назначен викарием Холмско-Варшавской епархии. Это была первая архиерейская хиротония на Холмщине. До этого униат. епископы для Холмщины поставлялись в Риме, а православные - в С.-Петербурге. Хиротонию, проведенную в холмском кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы, возглавил Варшавский архиеп. Иероним (Экземплярский). Указом Синода от 16 июня 1905 г. была учреждена самостоятельная Холмская епархия. 18 июля Е. был назначен епископом Холмским и Люблинским. Торжественное открытие епархии состоялось 8 сент. Почетный попечитель Леснинского правосл. братства Св. Креста, открытого 27 дек. 1905 г. с целью распространения среди населения Седлецкой и соседних губерний «православной веры и русского самосознания». С 16 янв. 1906 г. почетный попечитель холмского Богородицкого братства. При Е. в крае была построена и заново отремонтирована 71 церковь, возрожден древний Яблочинский мон-рь.
Выделение Холмщины (с полумиллионным правосл. населением) из Царства Польского в отдельную губернию Е. считал важным и своевременным актом. 1 нояб. 1905 г. Е. выступил с речью на совещании в Холме (польск. Хелм), созванном по инициативе холмского Богородицкого братства для обсуждения вопроса о судьбах правосл. населения края. Совещание постановило послать в С.-Петербург депутацию из духовенства и мирян во главе с Е. 28 нояб. 1908 г. депутация удостоилась Высочайшего приема. 11 дек. последовал Высочайший указ о предоставлении Холмщине права иметь в Гос. думе своего особого представителя. Осенью 1906 г. Е. опять ездил в С.-Петербург с прошением в случае дарования польск. населению самоуправления выделить и Холмскую Русь из состава Царства Польского. В создании особой Холмской губ. Е. видел фундамент для упрочения Православия в крае. Е. добился создания особой комиссии по холмскому вопросу для выработки границ и способа отделения Холмской Руси. 31 янв. 1907 г. последовал Высочайший указ внести в нояб. 1907 г. законопроект на рассмотрение Гос. думы, но из-за ее роспуска законопроект был внесен на обсуждение только на заседании следующего созыва Гос. думы. 7 февр. 1907 г. Е. был избран депутатом от Холмщины в Гос. думу 2-го созыва. На первых заседаниях выступал с осуждением революционного террора. 12 апр. произнес большую речь в защиту прав и интересов Холмской Руси и Подляшья, принимал участие в обсуждении аграрного вопроса, 21 мая произнес речь об отмене наказаний «за тайные школы и за тайное обучение в Западном Привисленском крае». После роспуска 2-й Гос. Думы 14 окт. 1907 г. выбран депутатом 3-й Гос. думы.
Е. был одним из лидеров думской фракции рус. националистов, членом Русского национального клуба. В 1908 г. участвовал в Миссионерском съезде в Киеве, состоял товарищем председателя Виленского братского съезда в 1909 г., участвовал в перенесении мощей кнг. св. Евфросинии Полоцкой в 1910 г. Попечением Е. с 1907 г. начала выходить народная газета «Братская беседа» (с 1912 - «Холмская Русь»), печатавшая материалы на рус. и до 1912 г. укр. (малорусском) языках. В 3-й Гос. думе Е. входил в комиссии по вероисповедным делам, по старообрядческим вопросам, земельную, по направлению законодательных предложений. 19 мая 1909 г. в Гос. думу был внесен законопроект о выделении Холмской Руси. Е. состоял членом комиссии для выработки законопроекта. В июне 1909 г. он организовал поездку на Холмщину депутатов Гос. думы, членов Русского национального клуба, корреспондентов столичных газет. Е. активно выступал по холмскому вопросу на думских заседаниях. 26 апр. 1912 г. законопроект был принят Гос. думой, 13 и 14 июня обсужден и принят в Гос. Совете. 23 июня подписан Высочайший указ об образовании из вост. частей Люблинской и Седлецкой губерний особой Холмской губ. с выведением ее из-под упр. Варшавского ген.-губернатора и с упразднением Седлецкой губ.
Синод запретил Е. выставлять свою кандидатуру на выборах в 4-ю Гос. думу (1912), поскольку он не согласился на предложение обер-прокурора Синода В. К. Саблера организовать в Гос. думе отдельную фракцию духовенства и возглавить ее. Е. входил в порядке очередности в состав Синода в зимние сессии 1908/09 и 1911/12 гг. С 20 мая 1912 архиепископ, в 1912-1913 гг. председатель Об-ва ревнителей единения восточноправославной и англиканской Церквей.
14 мая 1914 г. Е. назначен архиеп. Волынским и Житомирским, архимандритом Почаевской лавры. Почетный покровитель Владимиро-Васильевского братства, почетный член Острожского братства. Е. заботился о сохранении памятников старины на Волыни, был председателем Волынского отд. Галицко-Русского об-ва, открытого в нояб. 1913 г. С началом первой мировой войны организовал лазареты при Житомирской ДС и епархиальных духовных училищах. В сент. 1914 г. назначен управляющим церковными делами в занятой рус. армией Галиции, пребывал во Львове. Е. стремился к скорейшему возвращению униатов к Православию, ок. 100 униат. приходов вскоре стали православными. Военно-адм. власти обвиняли Е. в насильственных мерах по отношению к униатам, однако архиерей считал дело воссоединения постепенным и созидательным процессом. Прилагал большие усилия по духовному окормлению рус. солдат, находившихся в Галиции, заботился о помощи сиротам, беспризорным и брошенным детям. Во Львове были открыты приюты для мальчиков и девочек. Во время отступления рус. армии в 1915 г. Е. организовал эвакуацию правосл. галичан в Волынскую губ.
В марте 1916 г. направил в духовную консисторию Волынской епархии предложение благочинным получить от каждого священника письменные сведения о состоянии приходской жизни в качестве ответов на 7 вопросов: о влиянии на настроения паствы войны, о введении трезвости, о том, как верующие епархии проводят свободное время и т. п. В марте 1917 г. выпустил воззвание к «Духовенству и пастве Волынской» с призывом «сознательно подчиниться Временному правительству». Е. писал, что многим по-прежнему дорога идея монархии, но «чистая идея» самодержавия, «к сожалению, не находила себе практического осуществления в нашей русской действительности». Епархиальный съезд волынского духовенства и мирян выразил Е. доверие и постановил просить Синод и Временное правительство о его оставлении на кафедре «как Архипастыря любимого, уважаемого и искренне-православным людям желанного». Е. участвовал в работе Предсоборного совета и в 1-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Многократно выступал на заседаниях Собора, был избран председателем отдела по богослужению, проповедничеству и церковному искусству, особо занимался вопросами возможных преобразований в богослужебном уставе. 7 дек. 1917 г. вошел в состав выбранных Собором членов Свящ. Синода. Представил на Соборе мнение укр. делегатов о необходимости проведения на Украине церковного Собора на канонической основе, чтобы противостоять сторонникам автокефалии. Вел переговоры с представителями поддерживавшейся укр. властями автокефалистской Всеукраинской Православной Церковной Рады. В 1918 г. участвовал во Всеукраинском Православном Церковном Соборе, возглавлял комиссии по проблемам украинизации, затем комиссию по церковному управлению. 9 июля от архиереев избран в Высшую Церковную Раду.
4 дек. 1918 г. арестован в Киеве властями Украинской директории. Вместе с Киевским митр. Антонием (Храповицким) и Черниговским еп. сщмч. Никодимом (Кротковым) пребывал в заключении в базилианском униат. мон-ре в г. Бучач. После занятия города польск. войсками в июле 1919 г. доставлен под конвоем во Львов. Жил в греко-католич. мон-ре св. Юра в резиденции униат. Галицкого митр. Андрея (см. Шептицкий), затем переведен в римско-католич. мон-рь в мест. Беляны близ Кракова. После освобождения при посредничестве франц. военной миссии в Польше в авг. 1919 г. прибыл на юг России, контролируемый войсками ген. А. И. Деникина. В сент. возглавил Церковно-общественный комитет Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). По поручению ВВЦУ ЮВР ревизовал Кубанскую епархию.
16 янв. 1920 г. отбыл в К-поль, 15 февр. переехал в Белград, затем в Сремски-Карловци. Проживал в мон-ре Гргетег. В авг. того же года участвовал в составе серб. делегации в конференции «Вера и церковное устройство» в Женеве. С сент. преподавал Закон Божий в Донском Мариинском ин-те благородных девиц, размещенном в г. Бела-Црква. Послал доклад о Женевской конференции председателю ВВЦУ ЮВР митр. Антонию (Храповицкому). В письме Е. предложил митр. Антонию создать организационную структуру Русской Церкви за границей. 15 окт. 1920 г. на прошедшем в Севастополе заседании ВВЦУ ЮВР Е. был назначен управляющим рус. правосл. приходами в Зап. Европе с правами епархиального архиерея. Сообщение об этом Е. получил только в дек. того же года, когда ВВЦУ ЮВР было уже эвакуировано в К-поль.
24 янв. 1921 г. митр. Антоний подтвердил в указе об учреждении Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ), что до восстановления отношений со Всероссийским Патриархом Е. вверено управление всеми западноевроп. рус. приходами, включая приходы в Софии и в Бухаресте; проч. же рус. церкви за границей - на Балканском п-ове и в Азии - подлежали юрисдикции ВЦУЗ. Ввиду этого настоятель рус. посольской ц. в Париже прот. Иаков Смирнов подал Петроградскому митр. сщмч. Вениамину (Казанскому), в ведении к-рого находились западноевроп. приходы, рапорт с просьбой подтвердить назначение Е. 8 апр. Патриарх свт. Тихон в указе на имя Финляндского архиеп. Серафима (Лукьянова) предписал считать русские правосл. церкви в Зап. Европе под управлением Е. вплоть до восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом.
26 апр. 1921 г. Е. вступил в должность управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе. В мае переехал в Берлин. В Германии Е. организовал возвращение верующим закрытых во время первой мировой войны рус. правосл. храмов, способствовал созданию новых правосл. общин в лагерях рус. военнопленных и в поселениях беженцев из России. В июне 1921 г. принял участие в рус. монархическом съезде в Бад-Райхенхалле. В июле заочно избран в состав ВЦУЗ, переехавшего в Сремски-Карловци. В нояб.-дек. участвовал в работе Русского Всезаграничного церковного Собора (см. Карловацкий Собор). Разошелся во мнениях с большинством участников Собора по вопросу о формулировке и порядке голосования воззвания о восстановлении монархии в России. Согласно Е., в воззвании было «две мысли: а) о монархии и б) о династии. На первой мысли мы все согласились, ибо она была представлена в церковном освещении, вторая мысль - чисто политическая - встречает наше разногласие». Вместе с архиеп. Анастасием (Грибановским), епископами Вениамином (Федченковым), Аполлинарием (Кошевым), Сергием (Королёвым) и еще 29 участниками Собора выступил с заявлением об отказе от голосования по этому пункту. Митр. Антоний считал, что вопрос о династии, напротив, можно квалифицировать как «моральный, нравственный, а следовательно и чисто церковный». Сторонники Е. оказались в меньшинстве.
По предложению Патриарха св. Тихона (от 27 янв.) Указом от 30 янв. 1922 г. Свящ. Синодом Е. возведен в сан митрополита с пожалованием белого клобука и креста на митру. 22 мая того же года Патриарх Тихон, Свящ. Синод и Высший Церковный Совет издали указ о том, что принятые Всезаграничным церковным Собором акты о восстановлении монархии не выражают офиц. голоса Русской Церкви и не имеют церковно-каноничного значения ввиду своего политического характера. Тем же указом за политические выступления от имени Русской Церкви ВЦУЗ упразднялось; временное управление правосл. рус. приходами за границей сохранялось за Е., к-рому предписывалось представить соображение о порядке управления ими. 16 июня Е. направил копию указа митр. Антонию (Храповицкому), отметив его вынужденный для Патриарха характер. Митр. Антоний ответил телеграммой о необходимости исполнения воли Патриарха. Однако 30 июня ВЦУЗ, сославшись на оказываемое на Патриарха Тихона со стороны большевистских властей давление, большинством голосов приняло постановление о невозможности самороспуска до представления Е. проекта дальнейшего управления заграничными приходами и его утверждения Патриархом и Синодом РПЦ. 31 авг. Е. подписал за председательствующего постановление о создании вместо ВЦУЗ временного заграничного Синода. 1 сент. 1922 г. принял участие в расширенном заседании ВЦУЗ, на котором выступил за немедленное исполнение указа Патриарха об упразднении ВЦУЗ. Открывшийся 2 сент. в Сремски-Карловци Архиерейский Собор РПЦЗ исполнил указ Патриарха, упразднив ВЦУЗ, и передал все его права и полномочия Временному Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем Синода был избран митр. Антоний.
В кон. дек. 1922 г. Е. перенес центр своей епархии в Париж, где было создано ЕУ. 1 июня 1923 г., выполняя Патриарший Указ, Е. представил Архиерейскому Собору в Сремски-Карловци проект организации РПЦЗ. В нем предусматривалось образование 4 автономных церковно-адм. округов (митрополий-архиепископий): Западноевропейского, Восточноевропейского, Дальневосточного, Североамериканского. Все важнейшие вопросы должен был решать ежегодный Архиерейский Собор, Архиерейский Синод РПЦЗ как постоянный церковно-адм. орган был бы лишним и подлежал ликвидации. Однако одобрение на Архиерейском Соборе получил др. проект, по которому Синод сохранялся. Ему подчинялись все церкви на Балканах и на Дальн. Востоке. Западноевроп. автономный округ предоставлялся в ведение Е. По его мнению, предполагалось, что Синод не входит во внутренние дела митрополичьих округов, а только будет высказывать свои предложения. 11 мая 1924 г. Е. и Бельский еп. Сергий (Королёв) совершили в Берлине хиротонию проф. КДА архим. Тихона (Лященко) во епископа Берлинского. На открытии нового вик-ства настаивали рус. приходы в Германии.
В окт. 1924 г. Синод РПЦЗ большинством голосов принял решение об упразднении автономии Западноевропейской митрополии. Протест Е. побудил Собор отложить исполнение своего постановления до его утверждения Патриархом. Когда в июне 1926 г. Архиерейский Собор РПЦЗ отказался рассмотреть предложение Е. о первоочередности вопроса об управлении РПЦЗ, он покинул заседание Собора, не желая подчиниться принятой на Соборе процедуре рассмотрения вопросов и признавая за Синодом и Собором «лишь морально-общественное значение, но отнюдь не каноническое и не судебно-административное». Еще до начала заседаний было понятно намерение Собора выделить в самостоятельную епархию приходы в Германии, составлявшие наиболее благополучную часть епархии Е. Протест Е. не помешал образованию новой епархии из отторгнутых нем. приходов Е., к-рую возглавил еп. Тихон (Лященко). Собор постановил потребовать от Е. признания канонической власти Архиерейского Собора и Синода РПЦЗ, в противном случае Синоду предоставлялись полномочия по назначению нового управляющего приходами в Зап. Европе. Возвратившись в Париж, Е. обратился с воззванием к пастве, в к-ром отказался признать решение Синода РПЦЗ об отделении приходов в Германии. 26 янв. 1927 г. Архиерейский Собор РПЦЗ запретил Е. и его викариев в священнослужении. В ответ Е. в послании к духовенству и приходам объявил эти решения неправомочными. Западноевропейская митрополия была объявлена Е. самостоятельной. Е. был поддержан своим клиром и большинством паствы, а таже Патриархами К-польским Василием III, Александрийским Мелетием II, архиепископом Афинским Хризостомом.
14 июля 1927 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя РПЦ митр. Сергий (Страгородский, впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Временный Свящ. Синод РПЦ издали указ на имя Е. с требованием прислать обязательства не допускать в своей общественной деятельности ничего, что можно было истолковать как нелояльность к советскому правительству. В случае непринятия этого обязательства или нарушения его духовенство подлежало увольнению из состава клира Московской Патриархии. О решении исполнить эти требования Е. заявил в слове за литургией 4 сент., отметив жесткость обращенного к нему призыва. В письме митр. Сергию от 12 сент. Е. разъяснил, что «принадлежность к Русской Православной Церкви не может служить основанием для предъявления к нам, эмигрантам, требования «лояльности», т. е. законопослушности по отношению к Советской власти» как не являющимся гражданами или жителями СССР. Он писал, что обязывается «не допускать, чтобы в подведомственных мне храмах церковный амвон обращался в политическую трибуну». Вместе с Е. соответствующие обязательства подписали его викарные епископы и большинство приходского духовенства, неск. настоятелей приходов вместе с паствою перешли в юрисдикцию Синода РПЦЗ.
9 сент. 1927 г. Синод РПЦЗ в Сремски-Карловци категорически отказался исполнять требование митр. Сергия дать подписку о лояльности к советской власти. Глава Синода митр. Антоний (Храповицкий) объявил митрополитов Сергия и Е. «отпавшими от церковного единства и связавшимися с врагами Христа и святой Церкви». Для управления рус. приходами во Франции, к-рые отделились от Е., Синод РПЦЗ назначил в Париже епархиальным архиереем архиеп. Серафима (Лукьянова), в постоянном противостоянии с к-рым Е. впосл. находился. 9 мая 1928 г. митр. Сергий и Временный Свящ. Синод РПЦ подтвердили каноническое право Е. продолжать установленное Патриархом св. Тихоном возглавление западноевроп. приходов РПЦ. Все определения Синода РПЦЗ, направленные против Е., признавались не имеющими канонической силы.
Е. активно занимался устроением церковной жизни в правосл. приходах в европ. странах: Франции, Великобритании, Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Австрии, Швеции, Дании, Чехословакии. Значительное число русских верующих пребывало во Франции. К моменту назначения Е. главой западноевроп. приходов во Франции насчитывалось лишь 6 рус. церквей, главной из к-рых являлся парижский храм Александра Невского. В 1925 г. на приобретенном в Париже на пожертвования земельном участке была освящена ц. Сергия Радонежского, вокруг к-рой возникло Сергиевское подворье. Начал работу Православный богословский институт прп. Сергия Радонежского, ставший крупнейшим центром рус. духовного образования, деятельность к-рого тесно связана с именем Е. Он являлся членом Учредительного комитета и ректором Богословского ин-та, в к-ром преподавал цвет рус. науки в эмиграции - А. В. Карташёв, Г. П. Федотов, прот. Сергий Булгаков и др. Не разделяя во многом взглядов о. Сергия, Е. всегда защищал его, давая возможность беспрепятственно работать. Е. ободрял и поддерживал деятельность Русского студенческого христианского движения (РСХД), культивируя среди его участников, по словам проф. Л. А. Зандера, «дух благодати, терпимости, широты и простоты и человечности, который владыка почерпнул у старца Амвросия».
Как вспоминал Зандер, Е. «церквей не создавал: на это у него не было ни возможности, ни средств. Но где только ни возникала русская церковка, он сейчас же поддерживал ее, ободрял ее строителей, вдохновлял священника, а главное - сам посещал отдаленнейшие участки своей всеевропейской епархии». В это время во Франции появилось ок. 40 новых правосл. храмов. В 1938 г., когда униат. митр. Андрей Шептицкий выступил с резким протестом против погромов правосл. храмов на Холмщине, Е., пользуясь его содействием, пытался оказать давление на польск. правительство. Е. неуклонно боролся с католич. прозелитизмом среди эмигрантов, особенно заботился о предотвращении влияния на русское студенчество и школы; поддерживал контакты с англикан. Церковью, являлся сопредседателем православно-англикан. Албания святого и преподобного Сергия содружества (с 1928). На конференциях христ. Церквей в Лозанне (1927) и в Эдинбурге (1937) участвовал в совместных выступлениях представителей правосл. Церквей с изложением позиции о незыблемости основ правосл. вероучения.
Общественные выступления Е. трактовались в СССР как нарушение данного им обязательства о невмешательстве в политику и соблюдение лояльности к советской власти. Негодование вызывало регулярное совершение Е. панихид по вождям Белого движения, воинам и мирянам, погибшим в борьбе с большевиками. С нач. 1930 г. в храмах епархии было введено особое «Молебное пение о спасении Земли Российския», в епархиальном «Церковном вестнике» регулярно помещались материалы о мучениках и гонениях на христиан в СССР. С 14 по 24 марта 1930 г. Е. по приглашению Архиепископа Кентерберийского прибыл в Англию, где во всех храмах и колледжах, связанных с Церковью, совершались моления о прекращении гонений в России. Это была самая крупная церковно-гос. акция против большевистских гонений на веру с 1917 г. В собрании Лондонского прихода 21 марта Е. заявил о расхождении с митр. Сергием в церковно-политических вопросах, отметив, что «митрополит Сергий, имеющий местопребывание в Советской России, не только соприкосновенен с ее правительством, но находится под его давлением. Тут наши пути расходятся, ибо все, что носит печать Советов, для нас неприемлемо и нами отстраняется. На этой позиции я всегда стоял, стою и буду стоять впредь». На запрос митр. Сергия о выступлениях в Англии Е. указал, что проявил солидарность с сочувствующими страданиям Русской Церкви, отрицать к-рые невозможно. В июне 1930 г. Е. опубликовал письмо, разъясняющее вынужденный характер вызвавших взрыв возмущения заявлений митр. Сергия иностранным корреспондентам об отсутствии гонений на верующих со стороны большевистской власти, подчеркнув, что православные в свободном мире не могут «по совести изъявлять своей лояльности этой антихристианской и вообще безбожной власти». 10 июня митр. Сергий и Временный Свящ. Синод издали указ об увольнении Е. от управления рус. правосл. приходами в Зап. Европе и передаче их под временное управление викарному Ниццскому архиеп. Владимиру (Тихоницкому). Архиеп. Владимир отказался принять это назначение. Епархиальный съезд духовенства и мирян большинством голосов просил Е. не оставлять епархию. Опираясь на решение съезда, Е. 21 июня ходатайствовал перед митр. Сергием об отмене указа о своем увольнении и предложил предоставить ему временное право на самостоятельное управление заграничными приходами. В послании, опубликованном в авг. 1930 г., Е. указал, что распоряжение митр. Сергия «по содержанию и общему характеру своему не церковное, не на церковных, а на мирских политических началах основанное, причем самые эти основания являются неверными, не соответствующими действительности, не справедливыми по существу». «Мы лишь временно прерываем внешние административные сношения с этой властью вследствие выяснившейся невозможности правильного, свободного взаимодействия с нею»,- писал Е., объявляя о дальнейшем самостоятельном существовании епархии на основании Указа Патриарха Тихона от 20 нояб. 1920 г. 24 дек. 1930 г. митр. Сергий подтвердил указ об увольнении Е. и распорядился упразднить Епархиальный Совет в Париже. Управление Западноевропейской епархией было поручено Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому).
В нач. 1931 г. Е. выехал в Стамбул для переговоров с К-польским Патриархом Фотием II. 17 февр. Фотий издал томос о принятии Западноевропейской митрополии во главе с Е. в юрисдикцию К-польского Патриархата, «чтобы все Русские Православные приходы в Европе, сохраняя неизменною и неумаленною доселе существующую свою самостоятельность, как особой Русской православной церковной организации, и свободно управляя своими делами, рассматривались бы впредь как составляющие временно единую особую экзархию Святейшего Патриаршего Вселенского Престола на территории Европы». Е. получил сан экзарха Патриарха Вселенского. 30 апр. 1931 г. Е. был запрещен митр. Сергием и Временным Свящ. Синодом в священнослужении. Руководство РПЦЗ также осудило переход Е. в юрисдикцию К-польской Патриархии.
С весны 1934 г. Е. стал получать просьбы, в т. ч. и из Сербии, о том, чтобы взять на себя почин в деле церковного примирения. В мае 1934 г. Е. посетил в Белграде митр. Антония, иерархи в знак любви и мира просили друг у друга прощения и взаимно прочитали один над др. разрешительную молитву. 4 сент. 1934 г. Сербский Патриарх Варнава (Росич) телеграммой предложил Е. прибыть на Собор в Сремски-Карловци, 3 сент. такую же телеграмму направил Е. и его викариям митр. Антоний. В письме от 5 сент. Е. отказался приехать, сославшись на позднее получение телеграмм. Тем не менее Архиерейский Собор определением от 10 сент. 1934 г. «по чувству братской любви и снисхождения к митрополиту Евлогию и его викариям и вместе ради пользы церковной» единогласно постановил снять с Е. и его викариев наложенное на них запрещение в священнослужении и восстановить с ними не только молитвенное, но и литургическое общение.
В послании к пастве от 24 сент. 1934 г. Е., недовольный нек-рыми формулировками соборного постановления, возлагавшими на него вину за внесение раскола, указал на незаконность наложенного на него ранее Собором РПЦЗ запрещения, объявив при этом, что «хотя наличие духовенства иной юрисдикции в моей епархии оставлено и теперь, но я, во имя мира церковного, также снимаю запрещение с тех, на кого оно было мною наложено, и допускаю их к богослужебному общению». Е. так и не вошел в состав Синода РПЦЗ, к-рый продолжал настаивать на выходе Е. из подчинения К-полю.
18 июня 1935 г. Е. в письме к митр. Антонию предложил проект устроения церковного управления за границей, предполагавший автономное существование 4 митрополичьих округов с сохранением за Синодом и Архиерейским Собором РПЦЗ только координирующих функций. Е. при этом бы оставался экзархом К-польской Патриархии. В окт.-нояб. 1935 г. в Сремски-Карловци состоялось совещание по вопросу установления мира и единства в Русской Православной Церкви за границей под председательством Сербского Патриарха Варнавы. 19 нояб. участники совещания приняли «Временное положение о Русской Православной Церкви за границей», дающее Архиерейскому Синоду РПЦЗ право назначать епископов, направлять и контролировать религиозно-просветительную работу в митрополичьих округах. Е. согласился подписать «Временное положение...», оговорив необходимость его одобрения епархиальным собранием в Париже. По настоянию Е. были приняты поправки к «Временному положению...» о сослужении священнослужителей всех юрисдикций, об осуждении их недружественных выступлений друг против друга, о запрещении создания приходов параллельных юрисдикций на одной территории и неканонических переходов клириков из одной епархии в другую. 13 июля 1936 г. 4-е епархиальное собрание в Париже признало подписанное Е. в Сремски-Карловци «Временное положение...» неприемлемым для управления Русской Церковью в целом. В ответ осенью того же года Архиерейский Собор РПЦЗ отменил запрет на открытие на территории др. рус. церковной зарубежной юрисдикции приходов РПЦЗ. 23 янв. 1937 г. К-польский Патриарх Вениамин утвердил решения Епархиального совещания о непризнании «Временного положения...».
Предложение Е. о совместном управлении рус. приходами в Германии не находили понимания у Синода РПЦЗ. Под давлением нем. властей последние приходы, находившиеся в подчинении Е. в Германии, к 1937 г. перешли в ведение главы Германской епархии РПЦЗ Берлинского архиеп. Серафима (Ляде). В авг. 1938 г. состоявшийся в Сремски-Карловци 2-й Всезарубежный Собор епископов, клириков и мирян, в к-ром участвовали представители РПЦЗ и автономного Американского митрополичьего окр., укорил Е. за переход в юрисдикцию К-польского Патриархата, на что Е. ответил посланием митр. Анастасию от 3 янв. 1939 г., призвав к упрочению молитвенного общения и взаимной терпимости.
Во время второй мировой войны с занятием в 1940 г. Парижа нем. войсками Е. воздерживался от активного участия в общественно-политической жизни рус. колонии, что позволило сохранить во время оккупации не только подведомственные ему приходы, но и уберечь от закрытия Свято-Сергиевский православный богословский ин-т. После освобождения Парижа в нояб. 1944 г. Е. через советское посольство безрезультатно пытался получить приглашение для участия в Поместном Соборе 31 янв.- 2 февр. 1945 г. В авг. 1945 г. в Париже состоялись встречи Е. и главы Западноевропейской епархии РПЦЗ Серафима (Лукьянова) с возглавлявшим делегацию Московской Патриархии Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем). 29 авг. 1945 г. с Е. и его викариев было снято запрещение в священнослужении, они были приняты в молитвенно-каноническое общение с Московской Патриархией. 7 сент. Свящ. Синод РПЦ постановил считать Е. с 75 приходами, а также архиеп. Серафима (Лукьянова) с его областью воссоединенными с Московской Патриархией. Западноевропейский Экзархат рус. правосл. приходов сохранялся в существующих границах, Е. становился экзархом Московской Патриархии. Условием окончательного воссоединения являлось получение согласия на то К-польского Патриарха. О получении согласия, якобы имевшем место, информировал Е. митр. Николай (Ярушевич). «Владыка Митрополит Николай Крутицкий нас успокоил и заверил, что вопрос о нашем легальном освобождении от зависимости патриарха Константинопольского или уже улажен или наверняка будет улажен между двумя Патриархами как тому и быть надлежит, ибо вопрос этот превышает нашу компетенцию, как Экзархата»,- писал 1 нояб. 1946 г. митр. Владимир (Богоявленский) Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. Последующие события показали, что это заверение митр. Николая было лишь предположением.
Воссоединение с Московской Патриархией было осуществлено Е. без консультаций с Епархиальным советом. После издания 14 июня 1946 г. Закона о предоставлении советского гражданства желающим того рус. эмигрантам Е. благословил служить благодарственные молебны во всех храмах епархии. Это распоряжение Е. было воспринято основной частью его прихожан, не приемлющих большевизма, резко отрицательно. В большинстве приходов таких молебнов не служили. Во 2-й пол. июля 1946 г. Епархиальный совет обратился к Е. с особым меморандумом о том, что «внесение политики во внутрицерковную жизнь грозит епархии расколом».
1 окт. 1945 г. Е. обратился к К-польскому Патриарху Вениамину с сообщением, что «наше воссоединение с административным организмом Московской Патриархии и каноническое подчинение ему отныне предрешено. Но формы нашего подчинения, управления и дальнейших при этом взаимоотношений со Вселенским Престолом еще не выяснены... Всем этим указуется срок окончания действия статута нашего Экзархата во всей ее настоящей полноте особыми актами Вселенского Престола и Московского Патриарха».
4 нояб. Патриарх Московский Алексий I сообщил К-польскому Патриарху, что с его устного благословения, переданного из К-поля Е., было «осуществлено присоединение к нашей Матери-Церкви Экзархата Западной Европы», и просил на это благословения К-польской Патриархии. Документально упоминание о таком устном благословении не подтверждается. Е. не получил отпускной грамоты от К-польского Патриарха, 14 февр. 1946 г. Патриарх Вениамин благословил Е. возносить свое имя за богослужениями до окончательного решения вопроса о Западноевропейском Экзархате, хотя одновременное упоминание имен двух Патриархов, К-польского, а затем Московского, создавало неясность в вопросе о канонической принадлежности Экзархата.
Отпевание Е. 12 авг. возглавил прибывший из СССР Ленинградский митр. Григорий (Чуков). Е. был похоронен в крипте Успенской ц. на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Указом от 9 авг. Свящ. Синод РПЦ подтвердил фактическое и формальное прекращение временной юрисдикции К-польской Патриархии над рус. приходами в Зап. Европе и назначил новым экзархом митр. Серафима (Лукьянова). Однако вступивший в управление Западноевропейским Экзархатом согласно завещанию Е. архиеп. Владимир (Тихоницкий) отказался принять этот указ, врученный ему митр. Григорием 14 авг., к исполнению, сославшись на отсутствие отпускной грамоты Константинопольского Патриарха. Собравшийся в Париже епархиальный съезд 16 окт. высказался за сохранение Экзархата в юрисдикции К-польской Патриархии.
После смерти Е. издана была кн. «Путь моей жизни», представляющая собой воспоминания Е. о годах до начала второй мировой войны, записанные с его слов и обработанные Т. И. Манухиной.
Е. был членом совета Российского об-ва Красного Креста в Германии (с 1921), почетным членом Об-ва русских студентов для упрочения славянской культуры (с 1923) и Парижского комитета Русской орг-ции Красного Креста помощи беженцам (с 1924), почетным председателем Комитета социальной помощи русским эмигрантам (1924-1940), почетным членом Серафимовского братства в Белграде (с 1925), действительным членом Русской академической группы (с 1927), почетным доктором церковных наук Православного богословского ин-та прп. Сергия Радонежского (12 февр. 1943).
Награжден орденами св. Владимира 3-й степени (1904), св. Анны 1-й степени (1908), св. Владимира 2-й степени (1911), удостоен знаком отличия Русского Красного Креста (1924) и серб. орденом св. Саввы 1-й степени (1936).